Глобальный катализатор

Настоящим стимулом развития технологий являются сложные внешние вызовы. COVID-19, как обычно и бывает в стрессовых ситуациях, катализировал востребованность технологий и стал «великим ускорителем». Цифровизация стала не просто желательным, а абсолютно необходимым условием для выживания в современном мире. Так было до COVID-19, так будет и после.

Аналитики McKinsey назвали шесть способов, которые помогли азиатским странам мобилизовать технологические возможности для борьбы с пандемией. Исследование McKinsey подчеркивает, что именно технологическое развитие Азии сделало реакцию на эпидемию быстрой и эффективной.

Вот что помогло победить:

▶ внедрение дистанционных систем мониторинга заболевших коронавирусом;

▶ использование технологических ресурсов других индустрий, переориентированных на работу в сфере здравоохранения;

▶ прозрачная и оперативная коммуникация с населением с помощью мобильных сетей;

▶ цифровизация сферы услуг (доставка продуктов питания и товаров первой необходимости, доставка лекарств, расширение ассортимента онлайн-магазинов, появление новых услуг в онлайн-пространстве);

▶ удаленная работа;

▶ эффективная охрана труда среди тех, кто не может остаться в изоляции и вынужден контактировать с большим количеством людей (медицинский персонал, сотрудники магазинов).

Важно, что инновации сократили свой путь от стадии исследования до выхода на рынок. И, в первую очередь, это произошло в критически важной сфере здравоохранения. Так, корейские ученые в рамках исследования COVID-19 с применением искусственного интеллекта и больших данных разработали диагностический тест, который использует только генетические данные. Образец биоматериала не нужен. Разработка теста и его внедрение в массовое тестирование в обычном режиме заняли бы два-три месяца, но в условиях пандемии это удалось сделать всего за три недели.

ТОЧКА НЕВОЗВРАТА

По мнению экспертов, цифровая революция вошла в решающую фазу, и уже в ближайшие 20 лет до 50% рабочих операций в мире могут быть автоматизированы. По своим масштабам этот процесс сопоставим с промышленной революцией XVIII–XIX веков.

Цифровизация преобразует социальную парадигму жизни людей. Она открывает небывалые возможности получения новых знаний, расширения кругозора, освоения новых профессий и повышения квалификации.

Для бизнеса прорывными инновациями становятся экосистемы, заставляя менять мышление и думать в межотраслевых категориях, создавать ценности не в одиночку, а вместе с другими компаниями, которые могут быть конкурентами или партнерами.

Одним из главных факторов мирового экономического роста являются цифровые преобразования. В Китае, по оценке Глобального института McKinsey (MGI), до 22% увеличения ВВП к 2025 году может произойти за счет интернет-технологий. В США ожидаемый прирост стоимости, создаваемый цифровыми технологиями, впечатляет не меньше – здесь к 2025 году он может составить 1,6–2,2 трлн долларов США.

Потенциальный экономический эффект от цифровизации экономики России увеличит ВВП страны к 2025 году на 4,1–8,9 трлн руб. (в ценах 2015 года), что составит от 19 до 34% общего ожидаемого роста ВВП (Digital/McKinsey).

Такие смелые экономические прогнозы связаны не только с эффектом от автоматизации существующих процессов, но и с внедрением принципиально новых, прорывных бизнес-моделей и технологий. Среди них – цифровые платформы, цифровые экосистемы, углубленная аналитика больших массивов данных, технологии «Индустрии 4.0», такие как 3D-печать, роботизация, интернет вещей. Только последний до 2025 года будет ежегодно приносить мировой экономике от 4 до 11 трлн долларов США.

МИРОВЫЕ ТРЕНДЫ

Беспрецедентная эпидемия COVID-19 привела к росту спроса на дистанционные медицинские консультации по всему миру.

Использование информационных технологий в сфере здравоохранения дает значимый положительный эффект по целому ряду показателей, таких как эффективность медицинского персонала, качество диагностики и лечения в целом, стандартизация медицинских услуг, эффективность управленческих решений, доступность медицинской помощи.

Автоматизация операционных процессов существенно повышает эффективность медицинского персонала. У врачей появляется больше времени для работы с пациентами, улучшается качество осмотра и назначенного лечения. У медицинских сестер, в свою очередь, высвобождается время для предварительного осмотра пациентов, сбора анамнеза, проведения отдельных процедур, помощи пациентам в поиске нужного кабинета или отделения.

Автоматический сбор данных о пациентах, таких как истории диагнозов, клинических показателей, фактов вызова скорой и неотложной помощи, сведения о случаях госпитализации, отзывы об удовлетворенности медицинскими услугами и т.п., позволяет существенно улучшить качество лечения и преемственность медицинской помощи. В частности, повышается качество работы отдельных врачей – врач, имея полную медицинскую историю пациента, видя динамику клинических показателей и оперативно получая сведения о рецидивах, может более эффективно, качественно и своевременно корректировать курс лечения. Например, американская компания ChenMed, предоставляющая медицинские услуги пожилому населению, благодаря эффективному сбору и анализу информации о пациентах лучше контролирует течение хронических заболеваний, значительно сокращая количество дней пребывания в стационаре для своих пациентов.

Применение статистических методов и анализа данных способствует повышению качества медицинских услуг и подходов к лечению в целом. По сводным статистическим данным руководитель может отслеживать динамику экстренных вызовов скорой помощи и случаев госпитализации своих пациентов, делая выводы о группах риска среди пациентов, требующих дополнительного обследования, и о качестве работы медицинских сотрудников. В то же время методы аналитики на основе больших данных применяются для поиска более эффективных способов диагностики и лечения, направленных, в частности, на предотвращение обострений (например, ряд компаний в Америке и Европе уже предлагают альтернативные подходы к лечению онкологических заболеваний, а также в сфере репродуктологии, борьбы с болезнью Альцгеймера и в других областях).

Автоматизация алгоритмов и протоколов лечения позволяет повысить качество медицинских услуг и установить единые стандарты их оказания для разных врачей и медицинских учреждений. Кроме того, автоматизированные алгоритмы диагностики дают пациентам возможность самостоятельно оценить состояние здоровья и определить необходимость обращения за медицинской помощью, отвечая на определенную последовательность вопросов (в частности, такой подход практикует британская компания Babylon).

Автоматический сбор операционных показателей деятельности медицинского учреждения повышает ее прозрачность для руководства, что, в свою очередь, способствует оперативному и эффективному принятию управленческих решений. В частности, руководители могут в режиме онлайн оценивать операционную эффективность, наблюдая за такими показателями, как доступность медицинской помощи, возможность записи к определенным специалистам, длительность ожидания в очереди, выполнение нормативов по длительности приемов.

Мобильные и онлайн-приложения и прочие интерфейсы самообслуживания, такие как электронные терминалы для пациентов и интернет-портал ЕМИАС, делают взаимодействие с поликлиниками гораздо более удобным, позволяя быстро записываться на прием, обращаться к информации о прошлых приемах, узнавать результаты анализов, получать подробные сведения о назначенном лечении и напоминания о следующих приемах.

Наконец, применение инструментов телемедицины позволяет значительно расширить географический охват медицинским обслуживанием труднодоступных территорий, а также повысить его оперативность и качество. Организуя телеконсультации с помощью колл-центров, в больших городах можно обеспечить оперативное консультирование пациентов, снизить нагрузку на медицинские учреждения и сократить количество вызовов скорой медицинской помощи, а в сельской местности – повысить доступность медицинской помощи для населения. Как следствие, пациенты получают консультации высококвалифицированных специалистов. Например, колл-центр Medicall Home в Мехико, в котором работают 60 врачей-консультантов, позволил в несколько раз снизить частоту вызовов скорой медицинской помощи, а колл-центр 104 Advice в Индии повысил доступность медицинской помощи в сельской местности в пять раз. Благодаря телеконсультациям, которые проводятся в больнице Airedale General Hospital в Великобритании, существенно сократилась длительность пребывания в больнице и количество случаев госпитализации.

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В РОССИИ

Россия не входит в группу лидеров развития цифровой экономики по многим показателям – уровню цифровизации, доле цифровой экономики в ВВП, средней задержки в освоении технологий, применяемых в странах-лидерах. Согласно индексу цифровизации бизнеса (данные ВШЭ, 2017 г), Россия находится на 28 месте. Доля цифровой экономики в ВВП России составляет 3,9%, что в 2–3 раза ниже, чем у стран-лидеров.

Ключевым фактором для обеспечения конкурентоспособности является способность к опережающим инновациям. Основной двигатель инноваций – эффективное использование цифровых технологий. Цифровизация – это уже не просто желательный процесс, а абсолютно необходимое условие для выживания в современном мире. Так было до COVID-19, так будет и после. Приверженность российского руководства цифровой трансформации – один из факторов успеха цифрового развития в стране, и это обеспечит возможность технологического прорыва в России

В июле 2020 года президент России Владимир Путин подписал Указ «О национальных целях развития страны на период до 2030 года». Одна из национальных целей, определенных президентом на 10 лет, получила название «Цифровая трансформация». В рамках нее поставлены задачи: достижения «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления; увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%; а также: увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года.

Цифровая трансформация реализуется в рамках федерального проекта «Создание единого цифрового контура здравоохранения на основе ЕГИСЗ». В структуру нацпроекта входит восемь федеральных проектов, на реализацию которых до 2024 года предусмотрено более 1,7 триллиона рублей. Из них на федеральный проект по цифровизации выделено около 10%, то есть 170 миллиардов рублей. Задача цифровизации – получать структурированную, достоверную и оперативную информацию, которая необходима как врачам, так и специалистам в сфере управления. Переход на электронный документооборот оказался не только одной из самых сложных задач за многие десятилетия, но и крайне нетривиальной в плане перелома психологического восприятия и реформирования традиционной системы здравоохранения.

К началу 2019 г. доступ к интернету имели практически все медицинские организации (96.5%); 86.5% – вели свой веб-сайт или страницу в сети; треть (36%) – пользовались облачными сервисами. Что касается качественных характеристик интернет-доступа, то свыше половины медицинских организаций оснащены интернетом со скоростью передачи данных от 2 до 30 Мбит/с, каждая третья – выше 30 Мбит/с (рис. 1).

Медицинские организации, использующие интернет, по скорости доступа (в процентах от общего числа медицинских организаций)

В рамках проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)», по данным Минздрава России, в 2019 г. по всей стране организовано более 725 тыс. автоматизированных рабочих мест медицинских работников, подключенных к медицинским информационным системам (целевой показатель – 700 тыс.). Медицинские информационные системы для организации и оказания медицинской помощи гражданам, обеспечивающие информационное взаимодействие с ЕГИСЗ, использовали две трети (65.6%) структурных подразделений медицинских организаций (целевой показатель – 63%). Преемственность оказания медицинской помощи гражданам путем организации информационного взаимодействия с централизованными подсистемами государственных информационных систем (ГИС) в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации обеспечивали четверть (24.3%) подразделений (целевой показатель – 24%); 14% – осуществляли межведомственное электронное взаимодействие с учреждениями медико-социальной экспертизы.

Доступ граждан к электронным медицинским документам в личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных услуг (функций) (ЕПГУ) предоставляли 5.3% медицинских организаций. Численность граждан, воспользовавшихся услугами (сервисами) в личном кабинете, достигла в 2019 г. 10.3 млн чел., что в 2.8 раза превышает значение 2018 г. (3.7 млн чел.).

Количество проведенных телемедицинских консультаций (консилиумов) (тыс. единиц)Включенность в единое цифровое пространство и онлайн-доступность медицинских организаций способствовали распространению телемедицины. В 2019 г. было проведено 679 тыс. телемедицинских консультаций (консилиумов), из них 104 тыс. – консилиумов врачей, 385 тыс. – консультаций пациентов, по результатам которых проведена их госпитализация (рис. 2). По сравнению с 2018 г. число онлайн-консультаций возросло в 1.7–2 раза.

Услуги в сфере здравоохранения остаются самыми востребованными среди государственных электронных услуг, существенно (на треть) опережая по численности пользователей услуг в сфере налогов и сборов (являющихся вторыми по востребованности среди госуслуг). В 2019 г. 40% взрослого населения страны, или 43.7 млн чел. в возрасте 15–72 лет, воспользовались интернетом для записи на прием к врачу или его вызова на дом, получения сведений об оказании медицинской помощи, направления на госпитализацию, прохождения медико-социальной экспертизы. По сравнению с 2018 г. прирост составил почти 4 млн чел., или 10% (рис. 3).

Численность населения в возрасте 15–72 лет, использовавшего интернет для получения государственных и муниципальных услуг в сфере здравоохранения и медицины (тыс. единиц)По данным Росстата, за 2018 год число пользователей портала госуслуг увеличилось на 21 млн до 86 млн по сравнению с 2017 г. Количество посещений портала возросло более чем на 30%, до 582 млн по сравнению с предыдущим, 2017 годом.

ДРАЙВЕР РОСТА

Рынок телемедицинских услуг развивается очень быстро. По оценкам VEB Ventures, среднегодовой темп прироста в ближайшие пять лет составит около 116%. И если за 2019 год объем российского телемедицинского рынка оценивается в 1,5 миллиарда рублей, то по прогнозам, к 2025 году он может вырасти более чем в 60 раз, достигнув 96 миллиардов рублей. Драйвером роста станет не один только эффект низкой базы, но и доступ широкого круга пациентов к услугам телемедицинских платформ.

Что касается венчурных инвестиций в телемедицину, только в России за последние три года их объем составил около двух миллиардов рублей. При этом в нашей стране, как и во всем мире, рост объема инвестиций в цифровое здравоохранение вырос на 72% за первый квартал 2020 года. Во время пандемии именно телемедицинские компании демонстрировали активный рост, несмотря на падение всех рынков.

Аналитики VEB Ventures отмечают важность включения телемедицины в ОМС, где сейчас сосредоточено до 85% средств, расходуемых в России на здравоохранение, поскольку она позволяет решить ключевые задачи нацпроекта «Здравоохранение», а именно рост доступности медицинских услуг и разгрузку врачей первого звена.

Как сообщили в Минздраве, первые телемедицинские консультации по полису ОМС стали доступны в ряде регионов в июле этого года. Например, в Калужской области для дистанционного общения с врачом гражданам нужна учетная запись на портале госуслуг и регистрация на сайте сервиса «Доктор рядом». Консультации проходят на сайте сервиса в видеоформате, в чате и по телефону. Записаться на онлайн-прием также можно с помощью регионального портала регистратура40.рф. Это стало возможным в рамках федерального проекта по оказанию бесплатной телемедицинской помощи жителям России, который в марте этого года был запущен ВЭБ.РФ и телемедицинской компанией «Доктор рядом». Россияне получили возможность обращаться за дистанционными консультациями к терапевтам, педиатрам и врачам общей практики, другим врачам ключевых узких специальностей с помощью мобильных приложений, сайтов и по телефону. А в мае VEB Ventures объявила о закрытии сделки с компанией «Доктор рядом холдинг» на сумму 1 млрд руб., чтобы направить полученные средства на развитие телемедицинского сервиса «Доктор рядом» и сети медицинских клиник в России.

ВЫГОДНО ВСЕМ

От введения системы удаленной медицины выигрывает не только пациент, но и все ее участники. У клиник появляется возможность выйти в другие города и регионы с минимальными рисками. Открытие любого филиала, тем более на новой территории, сопряжено со значительными капитальными вложениями, а в случае с дистанционным форматом возникает поле для увеличения аудитории с небольшими затратами. Расширение спектра услуг и выход за пределы традиционной медицины открывает колоссальные возможности для роста. По оценке Global Wellness Institute, объем мирового рынка превентивной медицины превышает рынок традиционной медицины в 1,6 раза, а размер рынка экономики здоровья, куда входят медицинский туризм, красота и гигиена, физическая активность и спорт, здоровое питание и многое другое, объемнее в 12 раз.

Выигрывают также медики и страховые компании. Первые получают возможности для коллаборации с другими специалистами, обретения новых навыков, профессионального роста и, что немаловажно, дополнительной занятости. Врач в этом случае сам организует свое время, а не отсиживает в больнице или поликлинике фиксированный рабочий день. Вторые, заинтересованные в доступности медицинских услуг, выигрывают через расширение спектра сервисов и зарабатывают уже не на маржинальности, а через объем — увеличение числа клиентов и их контактов с медицинскими учреждениями.

Цифровые инновации медицину не меняют, они предоставляет новый, более удобный способ ее организации и пользования ею. Делают доступ к нужному врачу более быстрым и возможным из любой точки пространства. Предоставляют больше сервисов. Повышают качество лечения и его объективность. Дают свободу и возможность персонального выбора. Цифровые технологии могут и применяться в рамках экосистем, и масштабироваться на основе одной клиники, и использоваться в качестве корпоративного решения, и быть фундаментом глобального проекта на уровне региона или целой страны.